Свободное движение развивает способность мозга обрабатывать информацию, поступающую от всех органов чувств, и целостно воспринимать окружающий мир. Незаменимая роль движения для развития детского мозга стала очевидна, когда дети перестали ежедневно проводить от 3-х до 6-ти часов на улице. Особенно острые последствия недостатка движения неврологи зафиксировали летом 2020 года после весеннего карантина.
О важности вестибулярной системы для работы мозга стало известно после первого полёта в космос, когда люди впервые оказались в невесомости. Детские площадки — незаменимый инструмент её развития, важный для тренировки зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Поэтому так важно, чтобы они помогали детскому мозгу развивать физические и когнитивные функции. Эти пространства должны быть интересными, побуждать к спонтанному движению и коммуникации, запускать логическое мышление.
2) Что нужно учесть, проектируя детскую площадку
Роль в городе Клонирование в каждом дворе одинаковых площадок, функционально дублирующих друг друга, — не лучшее решение. Детям важно получать весь спектр впечатлений, то есть разносторонний сенсомоторный опыт. Тогда если размер площадки во дворе не позволяет разместить много разных игровых элементов, её продолжение можно будет найти у соседнего дома, где установлены другие варианты горок, качелей, каруселей, тоннелей, балансиров.
Рельеф Интересной площадке нужны элементы разной высоты, крутизны и фактуры. На склонах можно разместить разные виды скатов и подъемов из ступеней, зацепов, канатов.
Маршруты Это могут быть тоннели, пещеры, вертикальные и горизонтальные полосы препятствий — дети любят играть в укрытиях и передвигаться, придумывая новые маршруты — их можно нарисовать на покрытиях. Разлинованные «классики», выпуклые поверхности, встроенные батуты и подушки, издающие звук, сделают движение разнообразным и будут поддерживать интерес к игре. Стабильные или подвесные мосты могут связывать конструкции между собой.
Тактильность Благодаря осязательным рецепторам мы ощущаем особенности фактуры: мягкость, упругость, жёсткость, остроту, температуру, интенсивность вибрации. У детей должна быть возможность получить этот опыт через разные текстурные поверхности на детской площадке.
Дизайн
Площадка должна открывать детям простор для фантазий — навязанный образ блокирует креативность. Дети быстро охладевают к однообразным алгоритмам, вроде «взобрался по лестнице и скатился». Даже образы замка или корабля могут быстро наскучить.
Возраст На небольшой территории можно организовать многофункциональную площадку для детей с разным уровнем физической подготовки. Подбирая оборудование, нужно учитывать уровень сложности для каждого возраста, чтобы ребёнок прикладывал определённые усилия для достижения цели, но преодоление трудностей приносило бы ему радость.
Инклюзивность На небольшой территории можно организовать многофункциональную площадку для детей с разным уровнем физической подготовки. Подбирая оборудование, нужно учитывать уровень сложности для каждого возраста, чтобы ребёнок прикладывал определённые усилия для достижения цели, но преодолени
Площадка должна подходить детям с разным уровнем физической подготовки. Важно предусмотреть оборудование, позволяющее стимулировать сенсомоторику1 детям с физическими и когнитивными ограничениями, — они должны быть вовлечены в общее игровое пространство.
Коммуникация Важно, чтобы детская площадка способствовала общению детей между собой — именно здесь активно развиваются эмпатия и социальный интеллект, это особенно ценно для детей старше 4-х лет.
Риск Примерно с 7 лет риск становится необходимым компонентом игры. Дети в этом возрасте ловкие и пытливые, они ищут острых ощущений. Такие впечатления можно получить, например, на высоких и сложных веревочных «лазалках» или прочном, но прозрачным тоннеле из стальной проволоки. Такие сценарии учат понимать пределы своих возможностей, учиться рассчитывать свои силы. Если среда не позволяет совершать рискованные действия, она становится скучной, неинтересной, и ребёнок станет искать приключения в гораздо более опасных местах.